«Ну что же? Надо, наверное, и рецензию написать…» - подумала я, и накрапала статейку. Специально для вас, так что не обойдите, пожалуйста, вниманием. Ту часть статейки, что про «Братство», публикую здесь, остальное, когда будет – в соседних темах. Экранизация «Властелина Колец». Пьедестал почета или костер инквизиции?
Итак, «Братство Кольца». Чего мы ждали и что получили?
Ждали все, конечно, разного. Как известно по работам разношерстных иллюстраторов, мир, созданный профессором Толкиеном, каждый видит по-своему, иногда так, что другим и не снилось. Но Питер Джексон достиг почти невозможного – он понемногу угодил всем: и толкиенистам, и обывателям, и даже Киноакадемии!
Нельзя о такой огромной работе сказать однозначно, хороша они или плоха. Но, если уравнять все pro и contra, становится очевидно, что в целом фильм удался.
Начать хотя бы с того, что все попытки экранизировать «Властелин Колец», предпринятые ранее, заканчивались провалом. Да-да, Джексон не первый, кто посягнул на наследие Профессора! До него были и Джорж Лукас, быстро отказавшийся от такой непосильной задачи, и Ральф Бакши, снявший в 78-м году мультфильм, и даже «Битлз»…
Но, собственно, к фильму. Сначала, в полном соответствии с моим гадким характером, пройдусь по недостаткам.
В первую очередь бросается в глаза тот прискорбный факт, что многие персонажи и сюжетные линии в картине просто не показаны. Вообще никак. Конечно, фильм и так длинный, но… Но где Бомбадил? Где умертвия, Фредгар, Глорифиндель? Где, я вас спрашиваю?! Нет ответа… Зато очень (я бы даже сказала, слишком) часто и навязчиво мелькает эльфийская морда… кого? Правильно, душки нашей Арвен Ундомиэль, чтоб ее назгул покусал! (дорогие админы, это не про вас:)) Но о ней чуть позже.
Второй недостаток фильма – местами слишком красивенькие, слишком «голливудские» спецэффекты. Тролль в Мории совсем игрушечный, хоть и озвучен здорово. Минас-Моргул, подсвеченный зеленым, наводит на мысли о пристрастии назгулов к фосфору. А уж Балрог – тот вылитый Диабло!
Ну и замечательные ляпы, конечно. О них уже сказано немало – и о яблоке с этикеткой, которым Арагорн запустил в Пиппина, об ушах разной длины и формы, и о машине, дымящей за спиной у Фродо и Сэма, покидающих Шир, и о вечно выпадающих линзах… Сюда же – сценарные косяки с хоббитами, на своих коротких ножках успешно улепетывающими от конных (!) назгулов, и прочее, вроде бардака на Совете у Элронда.
А теперь о достоинствах, коих, несомненно, в фильме гораздо больше трех.
Прежде всего, несмотря на предыдущий пункт, спецэффекты в техническом отношении – чудесные. Даже сейчас, 6 лет спустя, они смотрятся вполне прилично.
Прекрасное музыкальное сопровождение – симфония «Властелин Колец» за авторством Говарда Шора – выше всех похвал. Очень, очень красиво, а временами даже страшно. Однозначный зачет.
Высокое качество озвучки. Хотя бы ради этого, товарищи, стоит посмотреть фильм в оригинале – ради замечательного саунда. Все на месте, все качественно сведено и очень кстати. Можно просто закрыть глаза и слушать, и слушать эти звуки, все вместе и каждый по отдельности – второй, третий, четвертый, пятый планы! Красота… Жаль, что все это великолепие потерялось в русском дубляже.
Дизайн. Почти весь, за малыми исключениями. Очень мне понравился Шир. Настоящий, буржуазный, хоббитский Шир. Просто прелесть, что такое все эти каминные полки, круглые окна и цветочки на подоконниках. Имладрис (который Ривенделл) и Лориэн приятно удивили отсутствием всяких средневековых девайсов, равно как и греческих ордеров. Все очень строго, светло и удивительно изысканно. Ура Алану Ли за то, что не побоялся ввести модерновые мотивы – вышло свежо и необычно. Отдельная находка – деревянные скульптуры – заслуживает Оскара. Единственное, что немного смутило в обители эльфов, так это реалистическая масляная живопись в библиотеке Элронда. Но это я уже придираюсь. Ну, и костюмы, само собой, тоже хороши. Тут вообще не надо никаких комментариев – просто разглядывайте и наслаждайтесь!
Грамотное использование эльфийского языка – синдарина (на квенья, если мне память не изменяет, там нет текстов). Конечно, это входило в обязанности сценаристов. Но, честно говоря, я очень боялась, что вместо синдарина мы услышим набор красивых звуков, и не более. К счастью, я ошиблась. Все реплики на эльфийском – безукоризненно правильные. Ура.
Что же еще? Ах, да! Еще мне очень по душе пришлась находка с прологом – начиная со вступительных слов Галадриэли (какой же все таки красивый голос у Кейт Бланшетт!), и заканчивая напуганным Бильбо. Отдельным номером – битва на Дагорладе и падение Саурона. Захватывающе. Впечатляет.
Добавлено (31.10.2007, 01:24)
---------------------------------------------
Ну, а теперь самое сладенькое – актеры и персонажи. Девушки, запасайтесь помидорами и яйцами – я иду в крестовый поход против Элайджи Вуда!
Ну что, Фродо, что ли? Начнем, с него, родимого. Эх, была не была, скажу таки… Мне не нравится Элайджа Вуд. Совсем. Мне не нравится, как он выглядит. Совершенно не по хоббитски. Мне не нравится, как он играет. Опять же, совершенно не по хоббитски. Он живой только в одном эпизоде – на дне рождения Бильбо. В остальных – сплошные охи-вздохи, дрожащие губы, холодные руки и огромные синие глаза, полные слез. Ну где там Фродо? А нет его. Фродо нет, а на месте только Элайджа Вуд с накладными ушами. Не зрелый, самостоятельный хоббит, а беспомощный, инфантильный мальчик. Я понимаю, тяжело ему, ноша тянет, вокруг – предатели… Но ведь и этого не видно! Не видно вообще ничего, кроме слез, крови и других физиологических субстанций. И не то чтобы Вуд очень плох в этой роли, нет. Просто его в ней (и ее в нем) не видно.
Сэм, который, собственно, Шон Остин. Вот он – самый настоящий. Настоящий хоббит, настоящий друг, настоящий… Настоящий Сэм. Именно такой, как у Профессора – и в статике, и в развитии, и внешне вполне себе подходит.
Мерри и Пиппин – Билли Бойд и Доминик Монеган – тоже, на мой взгляд, очень украсили фильм. Особенно мне нравятся два эпизода, которых у Толкиена не было: первый - когда сорванцы украли у Гэндальфа пиротехнические средства:), второй – где они «пошли напрямик» через лес и передавили украденные овощи. Очень живые и забавные вышли герои.
Бильбо в исполнении Иена Холма меня очаровал еще больше, чем предыдущая парочка. Точное попадание – прямо в десятку. Добродушный, остроумный, немного суетливый господин Торбинс из Торбы-на-Круче – это, вне всякого сомнения, именно и только он. Остается только надеяться, что мистер Холм порадует нас еще своим участием в экранизации «Хоббита».
Из хоббитов третьего плана на себя обратили внимание Шерстопал (или все же Шерстолап?), шерстистые ноги которого гордо возлежали на столе, и безымянный хоббит, метущий дворик усадьбы. Да-да, тот самый, что провожал хоббитят, бегущих за Гэндальфом, восхищенным взглядом, а потом скорчил брюзгливую мину, когда вышла его жена. Прелесть, что такое!
Это, стало быть, у нас были хоббиты. А теперь будут эльфы.
Добавлено (31.10.2007, 01:25)
---------------------------------------------
Итак, эльфы. В массе своей они мне совершенно не понравились, хотя в «Братстве Кольца» это еще не так заметно, а вот дальше…
Первой из квенди (если не считать пролога) нам открывает личико Гюль… эээ… Арвен. Появление ее вызвало у меня несколько противоречивые эмоции – то есть, красиво, конечно, но каким образом случилось так, что Глорифиндэль сменил пол? Далее следует еще более сомнительный монолог на эстонском языке. Нет, я понимаю, текст на самом деле эльфийский, на синдарине, по идее. Но она произносит его ТАК медленно, и с ТАКИМ придыханием… Потом, правда, становится ясно, что она всегда так вещует, но надо же и предупреждать! Короче, говорит Арвен очень странно. Но зато прекрасно выглядит, и этого у нее не отнимешь. В сцене на мосту – просто красавица. Единственное, что мне было непонятно, так это почему у нее глаза голубые. Впрочем, они там у всех голубые. И, опять же, неясно, зачем.
Но актерская работа такова, что просто красивым личиком отделаться невозможно. Надо еще и играть, понимаете ли. А вот с этим у Лив не очень. Стыдно должно быть Стиву Тайлеру за такой пробел в образовании дочери. Кроме того, те три сцены, в которых появляется наша героиня – просто набор несуразиц. Судите сами:
Сцена первая. Тонкий эльфийский юмор.
Тонкий эльфийский юмор, по мнению создателей фильма, заключается в том, что Арвен находит уместным среди ночи в лесу (да еще под угрозой нападения назгулов) тихо подкравшись сзади, приставлять лезвие к горлу ничего не подозревающего человека. Поверни Арагорн резко голову, и помочь ему не смогла бы уже никакая медицина… Я уже не говорю о том, что обмен ироническими замечаниями как-то не очень смахивает на встречу влюбленных после долгой разлуки.
Сцена вторая. Не стреляйте в черных назгулей.
Тут у нас нежная эльфийка внезапно превращается в Зену-королеву-воинов из одноименного сериала. Мало того, что виртуозная наездница, так еще и саблей машет, как заправский красный командир. Назгулы, само собой, Зены убоялись, и очень здорово утопились в реке. Оставим, так уж и быть, эти дембельские замашки на совести Арвен. Интересно другое: зачем Элронд послал свою единственную дочь навстречу девяти призракам? Смерти ее, что ли, хотел?
Сцена третья. Парней так много холостых, а я люблю патлатого.
Ну как ПиДжей мог не вставить хоть одну мелодраматическую сцену? Правильно, никак. Вот и вставил. И все бы хорошо, да только Арвен и Арагорн в ней превращаются в заботливую, но несколько авторитарную мать и растерянного ребенка… «Это мой выбор, милый… Я сказала, МОЙ!!!»
Короче, полный раздрай… Но мы, скрепя сердце, идем дальше. А дальше у нас…
Элронд. У Элронда все наоборот – играет Хьюго Вивинг отлично, гораздо лучше, чем в «Матрице». Да и внешне бы вполне подошел, если бы… Если бы был чуточку моложе. Лет этак на десять. Но даже и такой, он вполне убедителен. Чувствуется возраст и опыт. Одно смущает – его интересное отношение к людям. Все понимаю, много видел, и Исилдур опять же… Но ТАКОЕ пренебрежение… Вот и с Арагорном у них непонятные взаимоотношения какие-то – вроде Владыка и не рад, что воспитал очередного наследничка. Или был рад, но разочаровался. Словом, муть.
Леголас, он же Орландо Блум. Да что они там все, сговорились, что ли?! Перефразируя известное высказывание, приходится констатировать: эльфы у ПиДжея либо красивые, либо актеры. Царевич наш Зеленый Лист – не исключение. И лицом румян, и очами светел, и двигается, будто танцует. Однако Леголаса мы так и не увидели. Так, поуказывал Боромиру на Совете какой-то молодой человек… Как, он еще и с Братством пошел? Где? Ах да, вот же он…
Галадриэль в полной мере подтверждает вышеназванное правило. Игра – на уровне, таинственность – есть, властность – тоже, а голос – голос вообще неземной. Так бы и слушал с закрытыми глазами. С закрытыми, да. Потому что, как только глаза откроешь, волшебство сразу пропадает – все таки Кейт Бланшетт, даже в великолепном белом одеянии, как-то не поражает красотой. Мягко говоря. Я все думала, почему в третьей части нет эпизода, где Гимли и Эомер спорят, кто прекраснее – Арвен или Галадриэль. Думала и не могла понять. А вот теперь поняла. Поставьте рядом фотографии Кейт и Лив, и вам тоже все станет ясно.
Хальдир и Келеборн - Крэйг Паркер и Мартон Цокас – не произвели вообще никакого эффекта. Кстати, эти господа служат исключением из правила выше – ни внешностью, ни игрой они впечатления «эльфийскости» не произвели. Если лориэнский эльф – это напыщенный сытый бюргер, цедящий слова по три предложения в сутки, то уж извините. Видимо, у нас с ПиДжеем разные понятия об эльфах.
Добавлено (31.10.2007, 01:25)
---------------------------------------------
Ну, а теперь, видимо, настала очередь народа Кхазад, то есть, собственно, гномов.
Гномы у нас представлены Гимли и небольшой массовкой. Гномья массовка мне понравилась. У каждого - смуглая физиономия с носом картошкой, вечно насупленная и с прищуром; круглая голова на короткой шее, огромная борода и поля непаханные важности. Самое то.
Гимли же в исполнении Джона Райс-Дэвиса… Ну, не знаю. Он хорош, безусловно. И сам по себе, и как партнер-антагонист для Леголаса. Забавный, интересный, живой. Но это не Гимли. То есть, Гимли мог быть и таким, но не только. К сожалению, серьезную сторону его характера в фильме так и не показали: никак не отражена его трогательная сентиментальная влюбленность, нет сцены у Столпа Дарина… А жаль. Я уверена, Райс-Дэвис отлично бы это сыграл.
Так. Кто еще остался? А, ну как же! Херен Истарион, Братство Магов, а точнее – два его представителя: Гэндальф и Саруман.
Саруман Белый, в миру – Кристофер Ли. Хороший Саруман. Породистый. Надменный. И маникюр шикарный. И глаза - страшные, испепеляющие… К нему у меня только два вопроса. Первый: какого назгула они дрались с Гэндальфом - что опять за «Диабло», часть вторая? Второй: почему по нему с первого взгляда видно, что он злодей? Протестую! Не должно быть такого!
Гэндальф, пока еще Серый, так же известный как сэр Иен Маккелен. О-хо-хо. Я не знаю, что тут сказать. Не умею выразить то безмерное восхищение, какое вызывает у меня этот выдающийся… нет, не человек. Он не человек, правда. Он маг. Он Актер с большой буквы «А». Он Гэндальф – великий, могущественный, непредсказуемый. Копперфильд рвет на себе волосы, Гудини нервно курит за углом. Им не место теперь в мире, где есть сэр Иен.
Гэндальф, он разный. Он добрый, великодушный, заботливый – сейчас. Он станет строгим, суровым, даже страшным – через мгновение. А потом превратится в ворчливого старика, которому никак не удается раскурить трубку от Магического Жезла. Но, не успеешь моргнуть, как тут же сбросит хламиду, обернется – и окажется Олорином, великим истар, и выпотрошит Балрога так, что его мама родная не узнает, если она у него есть… Но это будет потом – а пока он просто Гэндальф, просто заезжий чародей, изредка привозящий в Шир свои замечательные фейерверки.
Последними в этом параде нечисти у нас идут орки и урук-хаи.
Вообще говоря, оценить там можно только массовку в целом и качество грима. Массовка хороша. Грим – тоже, хотя некоторые орки мне показались черезчур декоративными. Вот, собственно, и все.
- А что же люди? – спросите вы. А людей, дорогие мои читатели, не так много. Всего двое. Но зато какие это люди!
Боромир в исполнении Шона Бина. Как назло, я все свои восторги излила на сэра Маккелена, а теперь надо наскрести что-нибудь и для Боромира. Ибо, чуваки и сударыни, он стоит того. Честное слово, стоит. Гибель гондорца – единственный эпизод, о котором я пожалела, что он снят по книге: это означало, что больше мы его на экране не увидим. Боромир – это вся соль, вся гордость, вся непокорная доблесть людей. И даже как-то странно в холодном ПиДжеевском Средиземье видеть такую неприкрытую страсть. Боромир был благороден во всем. До самого конца. И там, у реки, умирающий, беспомощный, предавший своих союзников, он был велик, как никто.
Перечитала я предыдущие абзацы и подумала: много патетики. Ну ничего. Сейчас мы ее разбавим. Ибо сейчас я буду злостно критиковать Арагорна.
Арагорн, которого когда-то очень давно в далекой Дании звали Вигго Мортенсеном, вызвал у меня чувство, стоящее где-то между умилением и недоумением. Точнее сказать не могу, ведь и сам следопыт какой-то… Неопределенный? Неопределившийся? Неопределяемый? И то, и другое, и третье. Единственное, чего в нем нет точно – так это той властности, которая так необходима вождю. А без нее, извините, никуда. В фильме мы видим Арагорна таким, каким он мог быть лет этак в двадцать пять – он растерян, даже напуган, и совершенно не знает, чего хочет. Вследствие чего окружающие помыкают нашим «героем», как им вздумается. Ну да, сомнения гложут, проклятие Исилдура спать не дает, что делать дальше – неясно. Но вот так-то зачем? И не зря в режиссерке есть момент, где Боромир с горечью говорит ему: «Ты всю жизнь бежал от своей судьбы!». Фраза, кажущаяся абсурдной по отношению к Арагорну Толкиена, в ситуации, где действует Арагорн ПиДжея, вполне уместна. Никакой воли, никакого желания действовать он не обнаруживает. И этот человек претендует на гондорский престол? Да не смешите мои тапки! Где тот, о ком Бильбо писал стихи? Где Дунадан, хранимый неведомой силой, от гнева которого, как от огня, бежали орки? Там же, видимо, где и Фродо – ибо того Дундана, которого мы наблюдаем в фильме, без зазрения совести крошит урук-хай, и не успевает добить лишь по нелепой случайности. Кстати о Фродо. Кто-нибудь объяснит мне, какого х… Хемингуэя Арагорн его отпустил? Причем так легко и непринужденно – иди, мол, родной, погибать. Не переживай, все там будем. Ляп на ляпе, ей-богу.
Но, не смотря на это, такой Арагорн мне даже чем-то нравится. Да, он совершенно не толкиеновский, но ему… сочувствуешь. Почему? Наверное потому, что он живой. Видимо, месяцы вживления в образ по системе Станиславского не прошли для Мортенсена даром…
Ну что ж, вот, кажется, и все. Всем я перемыла кости, а иных расхвалила до невозможности. Что поделать, я ведь тоже человек. Как и те, кто пять лет делал эту непосильную работу – снимал фильм по книге, которая в принципе не экранизируема. Так давайте же воздадим должное этим людям – они потрудились на славу.
Продолжение следует.