Пятница, 29.03.2024, 14:54


Главная
Регистрация
Вход
Братство кольца Приветствую Вас Гость | RSS  
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История » Всемирная история » истории Азербайджана
истории Азербайджана
NazgylДата: Четверг, 01.11.2007, 11:46 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 570
Награды: 0
Репутация: 18
Статус: Смотрит Хоббит
?

Кто владел Девятью Кольцами, обрели могущество,обрели бессмертие, но постепенно жизнь становилась им непереносима. Они могли, бродить незримо, видеть непостижимое для смертных.Один за другим стали навеки невидимы, сошли в мир теней. Назгулы- тьма следовала за ними,и крик их был голосом смерти
 
FiFo4kaДата: Воскресенье, 04.11.2007, 12:13 | Сообщение # 2
Историк сайта
Группа: Победители
Сообщений: 451
Награды: 0
Репутация: 21
Статус: Смотрит Хоббит
Современный Азербайджан образовался в результате дезинтеграции СССР. Первым президентом стал представитель номенклатуры Аяз Муталибов. Однако его легитимность была подорвана поддержкой августовского путча. 30 августа Верховный Совет Республики принял декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», а 18 октября был принят Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики», который учредил основы государственного, политического и экономического устройства независимого Азербайджана. После трагедии в Ходжалы Аяз Муталибов в марте 1992 под давлением оппозиции подал в отставку. Были назначены новые президентские выборы. Временным президентом стал Ягуб Мамедов (март-май). Однако дальнейшее ухудшении положения на Карабахском фронте привело 14 мая к анулированию отставки Верховным Советом Республики и роспуску недавно созванного Милли Маджлиса. Однако ополченцы Народного Фронта оказали давление на органы власти, в результате которого удалось предотвратить срыв выборов. Функции распущенного Верховного Совета Азербайджана (избранного ещё в советское время) были переданы Национальному Совету. Новым временным президентом Азербайджана стал Иса Гамбар (май-июнь).

В результате состоявшихся в июне 1992 президентских выборов к власти пришёл лидер НФА Абульфаз Эльчибей. Новое правительство, созданное на базе НФА, однако, оказалось неспособным ни решить карабахскую проблему, ни остановить экономический кризис.
Растущее недовольство политикой правительства, его некомпетентностью и коррумпированностью, а также неудачи в Карабахской войне привели 4 июня 1993 к мятежу полковника Сурета Гусейнова в Гяндже. Гусейнов, не встречая практически никакого сопротивления, привёл своих подчинённых в Баку. Эльчибей тем временем бежал в свою родную Нахичевань (где впоследствии скончался в 2000).
9 июня 1993 года Гейдар Алиев прибыл из Нахчывана в Баку. 15 июня 1993 года на чрезвычайном собрании парламента Г.Алиев был избран председателем Верховного Совета. 27 июня 1997 года Милли меджлис принял решение объявить 15 июня Днем национального спасения азербайджанского народа [5]. В августе 1993 Эльчибей был формально лишён президентского поста в результате общенационального референдума, а в октябре 1993 Гейдар Алиев был избран президентом Азербайджана. В 1998 он был переизбран ещё на один 5-летний срок.
На юге республики сепаратисты провозгласили создание Талыш-Муганской автономной республики.
1994 мятеж ОПОНа
Первые парламентские выборы в истории независимого Азербайджана состоялись лишь в 1995. В ноябре 2000 и 2005 состоялись следующие выборы. Большинство депутатов представляют пропрезидентскую партию «Новый Азербайджан». Оппозиционные партии представлены в парламенте, но все их массовые акции — демонстрации и митинги — подавляются.
Изначально, согласно Конституции, президентские полномочия, в случае неспособности президента их осуществлять, должны были переходить председателю парламента, однако в конце 2002 Конституция была изменена таким образом, чтобы эти полномочия переходили премьер-министру. Таким образом была обеспечена передача власти от 80-летнего Гейдара Алиева к его сыну, Ильхаму Алиеву. Гейдар Алиев 8 июля 2003 был помещён в турецкий госпиталь в связи с заболеванием сердечно-сосудистой системы. В августе 2003 Ильхам Алиев был назначен премьер-министром согласно указу уже покойного президента, хотя на самом деле эти обязанности продолжал исполнять Артур Расизаде, находившийся на этом посту с 1996, тогда как Ильхам сосредоточился на своей президентской кампании. На президентских выборах 2003 Ильхам был объявлен победителем. После того, как он занял свой пост, Расизаде вновь стал премьер-министром.
С течением времени Ильхам Алиев стал избавляться от представителей «старой гвардии» — соратников своего отца. В частности, в конце 2005, незадолго до очередных парламентских выборов, несколько высокопоставленных чиновников лишились своих постов и были арестованы по подозрению в подготовке государственного переворота.


«Богатство, власть, жена и дети
Нужны тебе на этом свете.
На тот - и бедный и богатый
Уйдёт один, без провожатых.»
 
ArwenДата: Воскресенье, 04.11.2007, 13:57 | Сообщение # 3
Мисc снегурочка 2007
Группа: Администраторы
Сообщений: 728
Награды: 0
Репутация: 25
Статус: Смотрит Хоббит
FiFo4ka, все, историю бросаю. biggrin Вообще, мне очень нравится тебя читать. Молодец!

-Как-же во дворе Зверева Сергея звали?
-Девочка, которая хотела счастья...
 
ЭлизабетДата: Понедельник, 05.11.2007, 12:22 | Сообщение # 4
Человек
Группа: Пользователи
Сообщений: 62
Награды: 0
Репутация: 3
Статус: Смотрит Хоббит
А по древний Азербаджан расскажишь, когда он появился, как образовался из каких народностей?

Любовь-это как снег на голову.
 
hostessДата: Среда, 07.11.2007, 11:11 | Сообщение # 5
Религовед сайта
Группа: Пользователи
Сообщений: 1184
Награды: 1
Репутация: 26
Статус: Смотрит Хоббит
[b]FiFo4ka[/b], да, Фирюза, я тоже хочу по-больше узнать о Древнем Азербаджане. Естественно, информация об этом периоде твоей страны я имею, но хотелось еще чего-нибудь нового.

Добавлено (07.11.2007, 11:11)
---------------------------------------------
Хотела, что-нибуть в нете найти...Ничего! Попробую у нас в книжном магазине, что-нибудь накопать. Самой интересно стало.


Мы, силные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. "Да любите друг друга!" СП
 
FiFo4kaДата: Четверг, 08.11.2007, 14:09 | Сообщение # 6
Историк сайта
Группа: Победители
Сообщений: 451
Награды: 0
Репутация: 21
Статус: Смотрит Хоббит
Люди я буду писать медленно, так как мои высоко уважаемые армяне заявили что Низами армянин!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Это нестерпимо!!!! Все!!! Я им покажу!!! Они у меня все сразу вьетнамцами станут! Извините меня plz но я так не могу.
Я напишу и сразу выложу, ок smile ))))


«Богатство, власть, жена и дети
Нужны тебе на этом свете.
На тот - и бедный и богатый
Уйдёт один, без провожатых.»
 
hostessДата: Четверг, 08.11.2007, 15:54 | Сообщение # 7
Религовед сайта
Группа: Пользователи
Сообщений: 1184
Награды: 1
Репутация: 26
Статус: Смотрит Хоббит
НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ (1141- предпол. 1204) - азербайджанский поэт, мыслитель, философ, писал на языке фарси.

Низами, или 'Нанизывающий слова' (подлинное имя поэта - Ильяс сын Юсуфа) жил и творил в 12 в. на Кавказе - в Гяндже (отсюда псевдоним - 'из Гянджи'). Город этот, стоявший на Великом шелковом пути, по свидетельству арабского путешественника Ибн Азрака, посетившего его почти за сто лет до рождения поэта, 'является великой столицей тюрков', имея в виду государство Арран, где 'тюрки - как отмечал другой знаменитый историк Насави, - неисчислимы, словно муравьи'.

Родился в 1141 в семье ученых-богословов и получил, судя по содержанию его произведений, всестороннее философское, филологическое образование, знал, помимо родного азербайджанского (тюрки), язык науки и религии (арабский) и язык поэзии (персидский), изучал математику, алгебру, геометрию, астрономию, медицину, логику, историю, 'за короткую жизнь прошел все науки - от кольца Сатурна до центра земли и стал кладезем знаний всех предметов', или стихами: все книги предков изучал я сам, / изощрялся, окрылялся быстрый мой калам (перевод В.Державина).

Вехи жизненного пути запечатлены в его поэмах, из коих мы знаем, что слава Низами как лирика-философа быстро росла, что он отказался от участи быть придворным поэтом, отвергал 'тленные и преходящие мирские соблазны', жил на гонорары, получаемые за сочинения, которые ему заказывались. Однажды правитель Дербента подарил ему в качестве гонорара рабыню-тюрчанку Афак, Низами было тогда чуть за тридцать, и она стала его женой, музой его творчества, матерью его единственного сына Мухаммеда. Противник полигамии (многоженства) Низами писал: Одной жены тебе достаточно, ибо / Муж со множеством жен - одинок. (Подстрочный перевод Г.Алиева и Н.Оманова).
Есть у Низами касыда-ода, в которой, как в известном жанре памятников, он говорит о себе, вкладе в поэзию: Я царем царей в державе мудрых мыслей стал. / Повелителем пространства, шахом времени я стал: / В царстве благозвучных песен не делюсь ни с кем я властью: (перевод И.Борисовой). Этот взгляд на себя подтверждается многогранным, ярким, поистине великим литературным наследием Низами, который вошел в историю литературы как автор - помимо большого количества стихотворений во всех жанрах восточной поэзии - пяти поэм Хамсе: "Сокровищница тайн", "Хосров и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Семь красавиц" и "Искандер-наме" в двух частях (Книга об Александре Македонском), сюжеты которых на протяжении многих веков вызывали и продолжают вызывать подражания на Востоке.

Первая поэма "Сокровищница тайн" (1177) составлена из двадцати коротких поэтических глав, или 'речей', написанных, как и другие поэмы, в стиле маснави, 'парнорифмующихся строк'. В них автор в форме нравоучительных притч излагает свои философские и этические взгляды на природу человека, его телесный и духовный мир, любовь как первопричину бытия, возбудитель творчества, подвигающий к добрым деяниям, возвышающий человека, размышляет о превратностях судьбы, власти и тирании. Он дает наставления правителю о справедливости, благожелательном отношении к подданным ("Повесть о Соломоне и поселянине"), гармонии миров небесного и социального (Не только в небесах, но ты и здесь - в раю, (перевод К.Липскерова и С.Шервинского), так и природного (притча о царе-охотнике и стреле, обретающей дар речи в защиту газели), воспевает величие разума, духа и созидающих рук человека (рассказ о старике-кирпичнике). Есть в поэме повествования об Исе-Иисусе, о Коране и пророках, в частности, описание восхождения Мухаммеда на небо, его встречи со Всевышним (этот сюжет проходит через три из пяти его поэм). Следуя литературным традициям Востока, Низами предваряет свои поэмы, в том числе "Сокровищницу тайн", одами в честь Создателя и пророка Мухаммеда, молениями о милосердии и всепрощении Божием, о превосходстве речи, 'нанизанной в должном порядке' (это вопросы поэтики) перед речью, 'подобной рассыпанным жемчугам'. Поэма с ее сюжетным богатством и яркостью образов прославила автора. Вдохновленный успехом, но и в память о безвременно умершей жене Афаг, первой и последней, он создал поэмы о любви, в которых, по свидетельству низамиведов, Афаг стала прототипом созданных им женских образов.

Любовная история со множеством ее разновидностей-треугольников легла в основу второй его поэмы - "Хосров и Ширин" (1181), тяготеющей к роману в стихах с саморазвивающимся сюжетом. Во вступлении к поэме Низами пишет: У меня нет иного призвания, кроме воспевания любви. / Пока я жив, да не будет мне суждено иное дело: Мир - это любовь, все остальное - лицемерие, обман: Кто лишен любви - тот, считай, лишен души. (подстрочный перевод Г.Алиева и Н.Османова).

Самовлюбленный царевич Хосров, наследник иранского трона, влюбляется в Ширин, наследницу трона Аррана. Но та, тоже полюбившая Хосрова, не желает соединять судьбу со взбалмошным и беспечным царевичем, для кого любовь - утеха. Между тем Хосров теряет престол и, дабы вернуть царство, обращается к византийскому кесарю, но тот, готовый помочь, ставит условие, чтобы Хосров женился на его дочери Мириам. Трон возвращен, Мириам - его жена, но любовь к Ширин не дает Хосрову покоя, он жаждет встречи с нею. Ширин непреклонна, ибо рассматривает семейный союз как основанный на единственной и вечной любви. Тут возникает новая сюжетная линия, связанная с любовью к Ширин искусного каменотеса-богатыря Фархада, который, выполняя поручение своей возлюбленной, прорубает канал через скалы. Ревность вспыхивает в Хосрове, состоится его беседа с Фархадом (диалог этот - одна и из сильнейших глав поэмы), и он прибегает к обманным интригам, в результате чего Фархад гибнет. Хосров раскаивается в содеянном, и с новой силой в нем вспыхивает любовь к Ширин. Низами умело развивает судьбы героев, их противостояния: Мириам - Хосров - Ширин, Хосров - Ширин - Фархад, раскрывает их внутренний мир, психологию поступков, избегая при этом однозначных оценок, каждый действует сообразно собственному характеру. Тут и противостояние двух властелинов: справедливое царство Ширин и царство Хосрова с тиранией и гнетом. Умирает Мириам, но Хосров и тут изменяет своим чувствам - женится на красавице Шекер ('Ширин' и 'Шекер' - синонимы, означают 'Сладость'), продолжая, однако, любить Ширин. Происходит объяснение между Хосровом и Ширин, 'диалог на расстоянии': Хосров посрамлен и как человек, и как правитель, осознает свои заблуждения. В итоге Хосров и Ширин соединяются в любви, он осознает пагубность своих деяний, начинает править по справедливости. Но тут на арену вступает его сын от Мириам Шируйе ('Львенок'), воспылавший страстью к Ширин, свергает отца и бросает его в темницу, где Хосров гибнет от руки убийцы, но и Ширин, делящая с ним заточение, кончает жизнь самоубийством.

Добавлено (08.11.2007, 15:50)
---------------------------------------------
Третья поэма - "Лейли и Меджнун" (1188) - на мотив бытовавшей восточной легенды о любви. Межплеменная рознь, религиозные предрассудки не дают молодым, полюбившим друг друга, воссоединиться, и поэт Кейс, одержимый страстью, впадает в безумие ('Меджнун' означает 'безумный'). Тщетно пытаются вожди племен - отцы Кейса и Лейли, отвратить их друг от друга: Кейса насильно увозят в Мекку, но там, случайно услыхав имя Лейли, он снова загорается страстью, убегает из дома в пустыню и живет там отшельником среди птиц и животных, взывает к звездам, молится чертогу Всевышнего. Лейли, разлученная с любимым, не выдерживает разлуки и умирает, а он, узнав о ее кончине, приходит на могилу Лейлу и там же умирает.

Как и в других поэмах, собственно повествованию предшествуют вступительные главы: восхваления Бога и пророка Мухаммеда, рассказ о причине сочинения поэмы, заказанной шахом Ширвана Ахситаном 1, кого воспевает поэт; жалобы на время, в котором злопыхателей и завистников не счесть, но тут же - просьба о прощении за свои жалобы; назидания сыну Мухаммеду, поминание усопших близких - отца, мать; главки о забвении тщеславия, об отказе служения царям, о том, что не следует отнимать у людей хлеб насущный, о радости довольства малым и служения народу, - устав в пути, себя не береги, груз донести другому помоги, о скромности, которая приводит к величию. Далее - собственно сюжет: о том, как Лейли и Кейс полюбили друг друга, 'свойствах любви Меджнуна', о состоянии Лейли: шаг за шагом поэт погружает читателя в трагическую историю любви, перемежая рассказ притчами, и завершается поэма новым посвящением ширваншаху, кого он наставляет: Свершив свой суд, старайся проследить, чтоб приговор не смели извратить: Будь справедлив, святой закон блюди, просящего пощады - пощади: Не назиданье это, не упрек, - поговорить с тобой ищу предлог: Да служат наши жаркие мольбы тебе кольчугой против стрел судьбы. Как добрый талисман с собой возьми все эти пожеланья Низами. Благой Господь, простри свои лучи, все смуты и напасти расточи: Сей труд был начат именем творца и доведен до славного конца'. (перевод Т.Стрешневой).

Четвертая поэма "Семь красавиц" (1197) была заказана Низами сельджукским султаном Сулейманом, кому автор посвящает специальную главу, - она и хвала, и наставление путем сравнения с мудрым Соломоном-Сулейманом. Рассказывая историю жизни Бахрам Гура, поэт, как и в других поэмах, снова возвращается к проблеме власти, осуждая в притчах, сопутствующих сюжету поэмы, время, когда "каждый свой надел, отколовшись, в государство превратить хотел" (перевод В.Державина), выступая против жестокости и несправедливости, воспевая благородство правителя (Власти жаждущий над миром - враг своей судьбе). В поэме постоянно обыгрывается священная цифра семь: это рассказы в семи днях недели семи жен легендарного древнеиранского шаха Бахрам Гура, взятых им из семи поясов земли и живущих в семи дворцах, каждый из которых посвящен одной из известных в то время семи планет. Купол каждого дворца имеет свой цвет, совпадающий и со светом планет, и с цветом этноса жены (кстати, 'красавица' может быть переведена и как 'портрет', или 'планета', 'звезда'). Жены Бахрам Гура - царевны индийская из черно-купольного дворца (цвет Сатурна, олицетворяет субботу), туркестанская - дворца желто-купольного (цвет Солнца, 'воскресенье'), хорезмская из зелено-купольного дворца (цвет Луны, 'понедельник'), славянская из дворца красно-купольного (цвет Марса, 'вторник'), магрибская (из северо-западной части мусульманской Африки) обитает в голубово-бирюзовом дворце (цвет Меркурия, 'среда'), румийская (византийская) во дворце из цвета сандала (Юпитер, 'четверг') и иранская, из бело-купольного дворца (Венера, 'пятница'). Каждая рассказывает шаху (кстати, он является к ним в одеянии цвета дворца) оригинальную притчу с занимательным сюжетом и глубоко скрытой моралью. Например, о том, что лишь человек высоконравственный достоин истинной любви, о силе правды (притча о Сулеймане и его жене Билкис: чистосердечное их признание друг другу - она не может побороть своих желаний при виде юноши-красавца, а он, как только кто является к нему, сначала смотрит на его руки, чтоб узнать, что тот принес ему в дар, исцеляет их калеку-сына). Есть притчи с мотивами раскаяния за совершенные ошибки, возмездия за злодеяния и т.д. Нравоучительный характер носят и рассказы семи узников, заточенных в тюрьму вероломным везиром. Их рассказ побуждает царя отказаться от бездумных утех и ублажения плоти, заняться делами государства, строя его на духовных началах справедливости и миролюбия.

Добавлено (08.11.2007, 15:50)
---------------------------------------------
Идея гармонического государства занимает Низами и в последней его поэме (завершена в 1203) - эпическом сказании "Искандер-наме" (Книга об Искандере), которое предваряется словами: Низами! Не пора ль свою славу забыть? / Ветхий днями! Нельзя вечно юношей быть! (Перевод К.Липскерова). Поэма получилась масштабной по замыслу и объемной по содержанию: в ней двадцать тысяч поэтических строк, составляющих две книги: "Шараф-наме" (Книга о славе) и "Икбал-наме" (Книга судьбы). В центре поэмы - образ Александра Македонского, но не столько реального, сколько мифологического, с кем связывались представления об идеальном правителе - мудром и справедливом, кого (под именем Зуль-Карнейна, или 'двурогого') Коран даже причисляет к сонму пророков. Эту свою трактовку Низами предваряет пояснением: Не упрекайте меня в изменении-передвижении событий [исторических], ибо художнику поневоле приходится это делать.

Искандер-воин, совершая свои походы и покоряя страны и народы (впрочем, они сами добровольно подчиняются ему), движим не только идей мирового господства, а пытается постичь тайны мироздания, смысл человеческого существования. И однажды он попадает в некую страну, в 'город прекрасного края', где царит всеобщее благоденствие, нет ни хозяев, ни слуг, ни рабов, ни господ, люди умирают не от болезней и казней, а только от старости. И промолвил себе сей венец мирозданья: / 'Эти тайны приму, как слова назиданья! / Полно рыскать в миру. Мудрецам не с руки / Лишь ловитвой гореть, всюду ставить силки. / Не довольно ль добыч? От соблазнов свободу / Получил я, внимая благому народу: / Если правы они, ложь свою ты пойми! / Если люди они, нам ли зваться людьми? (Перевод К.Липскерова). Миссия Искандера сводится к тому, что он познал 'край справедливый и солнечный'.

Заключительные строки поэмы - о смерти поэта, якобы дописанные другими, о чем свидетельствует указание о том, что шестьдесят было лет и три года ему, / И шесть месяцев сверх, - и ушел он во тьму'.

Низами! /Кончен сказ твой, столь сладкий для нас. / Приступай к отправленью! Назначен твой час: Он умолк. Ты сказал бы, что сон его нежил. Он уснул, он как будто бы вовсе и не жил, - вполне можно предположить, что эти строки мог сочинить и сам Низами.

"Хамсе", пять поэм Низами на многие века определили развитие поэзии народов Востока. Каждый выдающийся поэт считал своим долгом написать подражания ('подобия' или 'ответы') на сюжеты пяти поэм Низами, сохраняя даже форму рифмовки. По неполным данным низамиведов, по мотивам "Лейли и Меджнун" написано более ста подражаний на фарси и тюркских языках. Лишь на языке фарси существует свыше сорока ответов. Среди поэтов, что прославились в мировой поэзии, создав по мотивам Хамсе Низами свои знаменитые пятерицы, - индийский поэт Амир Хосров Дехлеви (1253-1325), персо-таджикский поэт Джами (1414-1492), узбекский поэт Алишер Навои (1444-1501).

Творчество Низами - вклад не только в литературу Востока, но и Запада: В.Гете считал Низами одним из семи гениальных поэтов всех времен и народов.

Добавлено (08.11.2007, 15:54)
---------------------------------------------
FiFo4ka, Зюзя, а откуда ты это взяла? Что армяне не знают что он азербаджанец.Часть моих родственников Армяне. И я не поленилась, и позвонила им. НИКТО из них не сказал, что он Армянин. biggrin


Мы, силные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. "Да любите друг друга!" СП
 
FiFo4kaДата: Воскресенье, 11.11.2007, 10:39 | Сообщение # 8
Историк сайта
Группа: Победители
Сообщений: 451
Награды: 0
Репутация: 21
Статус: Смотрит Хоббит
мне в аську написали. Это уже смешно становится. biggrin

Добавлено (11.11.2007, 10:36)
---------------------------------------------
Самые древние сведения (X-VIII вв. до Р.Х.) об Азербайджане мы можем искать в клинообразных ванских или урартийских (Урарту-Арарат) и др. надписях. Однако до настоящего времени в пределах северного Азербайджана таких надписей не найдено; ближайшими местами их нахождения являются южные берега озера Гокчи. В некоторых надписях, найденных около Эривани, упоминается племя Этиуни, т.е. вероятно, удины, которые впоследствии жили на левом берегу р. Куры в теперешнем Нухинском районе; удины сохранились до настоящего времени, в сел. , но уже только в количестве нескольких сот человек, которые почти совершенно утратили свою национальность и обычаи и говорят по-тюркски, все, кроме разве самых древних стариков.

В другой клинообразной надписи упоминается племя Улуани; может быть, это есть имя другого очень древнего племени албанцев, которые во весь первый, древнейший, период истории Азербайджана и далее, вплоть до прихода арабов, были самым могущественным народом в юго-восточном Закавказье.

Позже мы находим много сведений об Азербайджане у греческих и латинских историков и географов. Геродот в V в. до Р. X., описывает страны около Каспийского моря, как населенные массагетами, каспиями, парфянами и др. Эти народы составляли самые северные сатрапии персидского государства, платившие определенную денежную подать. От древних каспиев было произведено название Каспийского моря. Саки, каспии и др. племена участвовали в походе персидского царя Ксеркса на греков. Каспии в этом походе были одеты в одежды из шкур животных, имели луки из тростника, кривые сабли; саки носили остроконечные войлочные шапки, имели луки и секиры. Халибы, жители горной области, были вооружены небольшими щитами из бычачьей кожи, на головах носили медные шлемы, на которых торчали бычачьи уши и рога из меди.

Каспии (кассии) когда-то были, как это видно из ассирийских и хеттских клинообразных надписей, многочисленным и сильным народом в северном и южном Азербайджане. Но потом владычество каспиев и хеттов было уничтожено ассириянами и урартийцами. В VIII в. с севера из-за Кавказа явились массы нового народа - киммерийцев, за которыми шли скифы. Эти народы завладели всем краем, и только в VII в. мидянам удалось прогнать скифов, а отчасти подчинить их своей власти. Кир, создатель персидской монархии, подчинил персам и мидян, и народы, подвластные им. С этих пор, именно, весь Азербайджан входит в состав Персидской монархии и делается зависимым от нее в своей дальнейшей истории. Около этого времени вместо Ванского (урартийского) царства появляется армянское государство. Значение каспиев постепенно падает. Римский географ Страбон (около Р. X.) пишет, что албанцы владеют страной Каспианой, названной так по исчезнувшему народу каспианов.

Вместо каспиев в Азербайджане начинают играть главную роль албанцы, о которых впервые определенно 331 г. от Р.Х., когда они участвовали в битве при Гавгамеле в составе войска персидского царя Дария III, потерпевшего поражение от Александра Македонского.

Албанцы были кочевники, но более культурные, чем их воинственные соседи, дикие горцы; они занимались скотоводством, но им было уже знакомо и земледелие. Страна их очень плодородна. Народ албанский отличался красотой и большим ростом; он добродушен; денег не употребляют и ведут торговлю меновую (Страбон). Они выставляют 60 тысяч пешего войска и 20 тысяч конного. Вооружены копьями, луками, носят панцырь, щит на подобие двери и шлем из звериной кожи; любят охоту.

Около времени Р.Х. над этим народом, насчитывавшим 26 языков, власть захватил один царь.

Албанцы почитали солнце, Зевса и особенно луну; храм луны находился близ Иберии, т.е. Грузии; совершали человеческие жертвоприношения. С уважением относились к старым людям; умерших хоронили со всем их имуществом.

Цвет волос у албанцев - светлый, глаза - голубые. Название «Азербайджан» появляется впервые в конце этого периода, в конце IV в. до Р.Х. Около времени похода Александра Македонского в Персию, весь Азербайджан, составлял особую провинцию - под именем Малой Мидии, сатрапом в ней в это время, был некто Атропат из рода ахеменидов, родственник Дария Ш Кодоманна. Атропат с албанцами участвовал в 331 г. до Р.Х. в битве при Гавгамеле против Александра. После смерти Дария Атропат изъявил покорность Александру и в 328 г. до Р.Х. получил в управление свою прежнюю область - сатрапию.

Когда умер Александр Великий, Атропат, при дележе между наследниками греческого царя - его военачальниками опять получил свою долю, так как сумел поддерживать хорошее отношения с важнейшими полководцами Александра и даже женился на дочери одного из них. Атропату опять дали Малую Мидию, которая потом стала называться Атропатене, т.е. Атропатова область (Мидия). Слово Атропатене, по-гречески, а у армян, Атрпатакан, потом превратилось в арабское Азербийджан и в тюркское Азербайджан.

Есть другое объяснение слова «Азербайджан» от корня «Адер» или «Азер», т.е. огонь, по-персидски; Азербайджан - значит - «страна огня»; но это объяснение неправильно, так как слово Атропатена появляется только со времени Александра Македонского, а почитание огня у персов известно уже с VI в. до Р.Х., Бакинские же и Сураханские вечные огни стали известны только около VIII-Х в. после Р.Х.

У арабских географов IX-X в. по Р.Х. под именем Азербайджана разумелся как весь южный Азербайджан, так и только самая юго-восточная часть северного до города Берда'а (Барды) и до р. Куры на севере, так как дальше к западу и северу была уже страна Арран и Ширван. Арран (Агования или Албания) охватывал почти всю бывшую Ганджинску и Баку до р. Куры.

Об этом древнейшем периоде было много легендарных сказаний. Говорят, что Александр Македонский был в Азербайджане, доходил до Дербента, где построил стены, был в Баку. Легендарны также рассказы о царе Кире, о его борьбе с царицей массагетов Томирис и его смерти на Кавказе.

Добавлено (11.11.2007, 10:39)
---------------------------------------------
Факты я взяла из книг Марка Элиота( перевод с английского, sorry for mistakes) и Аббас-Гулу-Ага Бакиханова.


«Богатство, власть, жена и дети
Нужны тебе на этом свете.
На тот - и бедный и богатый
Уйдёт один, без провожатых.»
 
hostessДата: Воскресенье, 11.11.2007, 13:45 | Сообщение # 9
Религовед сайта
Группа: Пользователи
Сообщений: 1184
Награды: 1
Репутация: 26
Статус: Смотрит Хоббит
Работая на кандидатской, я познакомилась с работами известного английского кавказоведа, это Дэвид Лэнг. У меня есть его книгм:"Армяне..." и "Грузины...". Но, когда покупала их, я видела так же книгу "Азербаджанц..." У него довольно приличные работы, хотя есть небольшие неточности и расхождения. Я попробую ее разыскаль ( а покупала я книги в Лазаревском, недалеко от Сочи) и посмотрель, что пишет он об истории
образования Азербаджана. За информацию, спасибо.


Мы, силные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. "Да любите друг друга!" СП
 
FiFo4kaДата: Суббота, 10.05.2008, 08:15 | Сообщение # 10
Историк сайта
Группа: Победители
Сообщений: 451
Награды: 0
Репутация: 21
Статус: Смотрит Хоббит
Да незачто. Я еще напишу

Добавлено (12.11.2007, 10:37)
---------------------------------------------
мои корни между прочим исходят от албан. smile

Добавлено (28.11.2007, 17:02)
---------------------------------------------
Азербайджан - один из древнейших очагов цивилизации, страна с богатой историей. На его территории находятся многочисленные древние пещерные стоянки первобытных людей, относящиеся к эпохе палеолита: Дашсалахлы, Дамджылы, пещеры Шушагала, Килитэ Дашгала, Азых и Таглар. Среди них - пещера Азых, расположенная вблизи города Физули, в южной части исторической области Карабах, занимающая по научной значимости особое место в мировой археологии и известная уникальными открытиями. Палеонтологическая стоянка в пещере Азых была обнаружена в 1960 году азербайджанским археологом Мамедали Гусейновым. Во время исследований в Азыхской пещере найдена нижняя челюсть человека пренеандертальца - азыхантропа. Это было выдающееся научное открытие, так как в истории мировой археологии подобного рода находка являлась 4 по счету. Она имеет очень большое сходство с палеонтропологическими находками со стоянки Тотавель на юге Франции. Это обстоятельство позволило антропологам впервые сделать вывод о существовании обширной области обитания пренеандертальцев на территории Европы. Азыхская пещера, расположенная на левом берегу реки Гуручай, находится на высоте 900 метров над уровнем моря, с севера и юга ее окружает густой лес. Первобытный человек поселился в Азыхской пещере около 400 тысяч лет тому назад. В течение многолетних исследований в пещере были также обнаружены первобытные орудия труда. Кроме них, в Азыхской пещере были обнаружены кости доисторических животных - пещерных медведей, саблезубых тигров и других. Было доказано, что средний палеолит охватывал 140-150 тысячелетий. В пещере обнаружены также очаги, свидетельствующие о том, что в эпоху каменного века люди пользовались огнем. Свидетельство поклонения огню можно найти и на наскальных рисунках. Отметим, что поклонение огню с отдаленных времен сказалось и на культуре и быте азербайджанского народа. Изучение палеолита Азербайджана позволяет сделать обоснованные выводы о времени первоначального заселения территории Кавказа. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что древнейшие люди появились на территории Азербайджана не в раннем ашеле (ранний плейстоцен), как полагалось раньше, а в более древние времена, в эпоху галечной культуры, около двух миллионов лет назад. Они были 1 на Кавказе.

Добавлено (28.11.2007, 17:05)
---------------------------------------------
Я написала это, потому что мои корни с Физулей=))))

Добавлено (13.01.2008, 11:24)
---------------------------------------------
За грозными турками - сельджуками почти следом шли другие, еще более грозные завоеватели - монголы.

Возвышение в Средней Азии хорезмшахов (в Хиве) повело к тому, что один из них Махмуд II двинулся уже на Багдад против самого халифа. Но как раз в это время к Хорезму подошли полчища Чингиз-хана, к которому халиф и обратился за помощью. Монголы разорили владения хорезмшаха, а затем направились в Иран, Индию и Азербайджан.

Последний хорезмшах Джелал-эд-дин бежал от монголов в Индию; после же ухода Чингиз-хана в 1225 г., Джелал-эд-дин, с остатками своих войск, прошел в Азербайджан, прогнал монгольских атабеков (наместников) и захватил всю власть. В 1231 г. он подавил восстание в Гандже. Только потом монголы восстановили свою власть в Азербайджане при Хулагу. Чингиз-хан (Тему-чин) родился в 1155 г. Являясь в Монголии главой аристократической партии, он одолел у себя на родине всех своих противников, опиравшихся на народ. Чингиз-хан, объединив все монгольские племена, начал свои завоевания: в 1215 г. он взял Пекин, затем его полководцы заняли части восточного Туркестана, а затем и сам Чингиз-хан напал на хорезмшаха Махмуда, взял Бухару в 1220 г. Вслед за этим Чингиз-хан послал своих монголов, под начальством Джебе -Нойона и Субутай-багатура против кипчаков(половцев).

Эти полководцы прошли через южный Азербайджан, Армению и Грузию, опустошили Тифлис и осадили Шемаху, взяли ее и разграбили. Подчинив себе Азербайджан, монголы в 1222 г. двинулись через Дербент на север, напали на половцев и русских, нанеся им страшное поражение при Калке (в 1223 г.). За этим передовым отрядом двигались потом более значительные силы монголов, страшно опустошившие Арран и Ширван. Это было уже при хане Октае (Угедее), так как Чингиз-хан умер в 1227 г. Были взяты и разграблены: Ганджа, Дербент, Шемаха, Берда'а и др.; жители большею частью были или истреблены, или взяты в плен. Ширваншах Ахситан II, сын Ферибурза III, старался полной покорностью смягчить жестокость покорителей. После смерти Октая уже начались междоусобия. Великий хан Мункэ (Мангу-хан) отправил в 1255 г. своего брата Хулагу в Переднюю Азию для дальнейших завоеваний; вскоре (1258 г.) монголы взяли Багдад, разграбили его, убив последнего аббасидского халифа. Хулагу своей столицей сделал Тавриз ; Хулагу получил от великого хана титул иль-хана (повелителя народов). Потомки Хулагу - иль-ханы или хулагиды создали сильное государство, хотя им пришлось вести упорную борьбу с джучидами, потомками Батыя-золотоордынского хана, которые считали Азербайджан своим уделом.

Добавлено (13.01.2008, 11:25)
---------------------------------------------
В 1260 г. войско Берке, преемника Батыя, подошло к Шемахе, но было разбито Хулагу, который преследовал своих врагов далеко на север за Дербент, но там был в свою очередь разбит. В 1265 г. Берке захватил весь Ширван, но вскоре умер здесь, почти одновременно с Хулагу.

Преемник Хулагу - Газан-Махмуд принял ислам, а Ольджайту Худабенде принял шиитство. Затем у хулагидом начинаются междоусобия, сильно уронившие их власть; последним хулагидом был Нуширван (ум. в 1348 г.).

Преемником великого хана Мунке был Хубилай , который столицу монгольской империи перенес в Пекин и стал родоначальником китайско-монгольской династии.

При Ольджайту некто Пулад (Булат), посол китайского императора, оставшийся в Азербайджане, был правителем Ширвана. До принятия ислама хулагиды относились очень снисходительно к христианству, которое здесь еще держалось, но после принятия ислама монголы стали притеснять другие религии.

При монголах, после первых опустошительных набегов, устанавливается спокойствие и развивается значительная культура в огромном объединенном государстве, охватившем более половины Азии. Развивается торговля, появляется серебро, в глубь Азии проникают европейские путешественники: Рубруквис, Марко Поло, Плано Карпини. Города в Азербайджане быстро оправляются от разгромов, создается большая сеть оросительных каналов. От времени Ольджайту Худабенде имеется несколько надписей (в Джума-мечети в Баку). После падения хулагидов возвышается на короткое время сначала династия джобанидов (чобанидов), а затем джелаиридов; их правление ознаменовалось упорными междоусобиями и внутренними столкновениями. Из джобанидов замечателен своей жестокостью Эшреф , а из джелаиридов наиболее известен Шейх-Овейс .

Добавлено (13.01.2008, 11:26)
---------------------------------------------
В конце XIV в. Азербайджан подвергся новому опустошению со стороны монгольских полчищ Тамерлана (Тимур-ленг, Аксак, Железный хромец), а также и Тохтамыша.

Тимур родился в 1336 г. в Бухаре; он завоевал Персию, Среднюю Азию, Индию, Переднюю Азию и создал новую огромную империю монголов, имея столицей Самарканд , который он украсил великолепными постройками (мечеть Шах-Зинда, Биби-Ханум, мавзолей Гур-Эмир и др.). Тимур назначил ханом Золотой Орды Тохтамыша, который однако, сам захотел создать великое государство и вступил в борьбу с Тимуром. Узнав об этом, Тимур в 1386 г. завоевал Персию, взял Тавриз; затем он двинулся в Грузию, страшно опустошил ее, а на обратном пути покорил Шекки, Кабалу. В следующем году Тохтамыш совершил поход на Дербент и Ширван, но на р. Куре был разбит сыном Тимура (Миран-шахом), который сам потом совершил еще несколько походов в Закавказье. В 1395 г. Тимур на р. Тереке нанес Тохтамьтшу решительное поражение, а в 1402 г. в битве при Апгоре разбил могущественного турецкого султана Баязида I. В 1405 г. Тимур умер.

В Азербайджане Тимур, после первых ужасных разгромов, вел большую созидательную работу: отстроил город Байлакан и др.; провел большой канал Гяур-Арх, строил башни и стены для защиты от нападений с севера, возобновил стены Дербента и т.д. Из числа мер, которыми Тимур старался закрепить свое владычество, следует отметить обычный прием восточных правителей: переселять с места на место целые племена из Персии в Азербайджан и обратно.

При Тимуре наместником в Азербайджане был его сын Миран-шах, а затем сын последнего Омар

Добавлено (10.05.2008, 08:15)
---------------------------------------------
Гейдар Алирза оглу Алиев , (азерб. Heyder Əlirza oğlu Əliyev, 10 мая 1923, Нахичевань, Азербайджанская ССР — 12 декабря 2003, Кливленд, Огайо, США) — политический деятель Азербайджана и СССР.

Был руководителем КГБ при Совете Министров Азербайджанской ССР, 1-м секретарём ЦК КП Азербайджана, членом Политбюро ЦК КПСС (ноябрь 1982), первым заместителем председателя Совета Министров СССР. В 1987 году ушел в отставку с занимаемой должности. Вернувшись в Азербайджан в июле 1990 года, сначала был избран депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР, в 1991—1993 гг. был избран председателем Верховного Меджлиса Нахичеванской АР, заместителем председателя Верховного Совета Азербайджанской Республики. Дважды (1993, 1998) был избран Президентом Азербайджана.

[править] Биография
Гейдар Алирза оглу Алиев родился 10 мая 1923 года в азербайджанском городе Нахичевань. По окончании в 1939 году Нахичеванского педагогического техникума он учился на архитектурном факультете Азербайджанского индустриального института (ныне Азербайджанская Государственная Нефтяная Академия). Начавшаяся война не позволила ему завершить образование.

С 1941 года Гейдар Алиев работал заведующим отделом в Народном комиссариате внутренних дел Нахичеванской АССР и Совете народных комиссаров Нахичеванской АССР, а в 1944 году был направлен на работу в органы государственной безопасности. Гейдар Алиев, работавший с этого периода в системе органов безопасности, с 1964 года занимал пост заместителя председателя, а с 1967 года — председателя Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров Азербайджанской ССР, ему было присвоено звание генерал-майора. В эти годы он получил специальное высшее образование в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), а в 1957 году окончил исторический факультет Азербайджанского Государственного Университета.

Будучи избран на пленуме Центрального Комитета Коммунистической Партии Азербайджана в июле 1969 года первым секретарем Центрального Комитета Коммунистической Партии Азербайджана, Гейдар Алиев стал руководителем республики. В декабре 1982 года Гейдар Алиев был избран членом Политбюро Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза, назначен на пост первого заместителя председателя Совета Министров СССР и стал одним из руководителей СССР. В течение двадцати лет Гейдар Алиев был депутатом Верховного Совета СССР и пять лет занимал пост заместителя председателя Верховного Совета СССР.

В октябре 1987 года Гейдар Алиев в знак протеста против политики, проводимой Политбюро Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза и лично генеральным секретарём Михаилом Горбачёвым, ушёл в отставку с занимаемых должностей.

В связи с трагическими событиями 20 января 1990 года во время ввода Советских войск в Баку, Гейдар Алиев, выступив на следующий день в представительстве Азербайджана в Москве с заявлением, потребовал наказать организаторов и исполнителей ввода Советских войск. В знак протеста против политики руководства СССР в связи с возникшей в Нагорном Карабахе острой конфликтной ситуации, он в июле 1991 года покинул ряды Коммунистической Партии Советского Союза.

Возвратившись в июле 1990 года в Азербайджан, Гейдар Алиев жил сначала в Баку, а затем в Нахичевани, в том же году был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. В 1991—1993 годах он занимал пост председателя Верховного Меджлиса Нахичеванской Автономной Республики, заместителя председателя Верховного Совета Азербайджанской Республики. На проведённом в 1992 году в городе Нахичевань учредительном съезде партии «Ени Азербайджан» Гейдар Алиев был избран председателем партии.

Когда в мае-июне 1993 года в результате крайнего обострения правительственного кризиса в стране возникла угроза гражданской войны и утраты независимости, тогдашние руководители Азербайджана официально пригласили Гейдара Алиева в Баку. 15 июня 1993 года Гейдар Алиев был избран председателем Верховного Совета Азербайджана, а 24 июля — постановлением Милли Меджлиса стал осуществлять полномочия Президента Азербайджанской Республики. 15 июня был официально объявлен Днём национального спасения и с 1998 года отмечается как государственный праздник.

3 октября 1993 года в результате всенародного голосования Гейдар Алиев был избран Президентом Азербайджанской Республики. 11 октября 1998 года, набрав на выборах 76,1 процента голосов, он вновь был избран Президентом Азербайджанской Республики. Гейдар Алиев, давший согласие на выдвижение своей кандидатуры на проводимых 15 октября 2003 года президентских выборах, отказался от участия в выборах в связи с проблемами со здоровьем.

Гейдар Алиев был удостоен ряда международных премий, звания почетного доктора университетов различных стран и других высоких почётных званий. Он был четырежды награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды и многими медалями, дважды получил звание Героя Социалистического Труда, был награждён орденами и медалями многих иностранных государств.

Официально назначил своим преемником сына Ильхама, который в 2003 году был в ходе всенародного голосования избран президентом Азербайджана.

Умер в Кливленде (США) после тяжёлой болезни. После смерти тело перевезено на родину самолётом. Похоронен в Баку. Именем Алиева названы многие улицы, государственные учреждения и предприятия, а также метрополитен города Баку.


«Богатство, власть, жена и дети
Нужны тебе на этом свете.
На тот - и бедный и богатый
Уйдёт один, без провожатых.»
 
Форум » История » Всемирная история » истории Азербайджана
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Internet Map - Новый, электронный мир.
Copyright MyCorp © 2024